Руководитель физического воспитания

Королевская осанка

Что такое осанка? Это привычное положение тела человека в пространстве. А что мы называем правильной осанкой?
развернуть

Человек, имеющий правильную осанку, голову и корпус непринужденно держит прямо, его плечи слегка развернуты, живот подтянут, ноги держатся ровно, колени выпрямлены.

Все взрослые мечтают о здоровых, сильных, ловких детях, но хорошее здоровье немыслимо без правильного физического развития, в том числе без правильной осанки.

Довольно часто существует ошибочное мнение, что если отец и мать сутулые, то ребенок будет иметь этот же дефект. А в жизни случается и так, что у стройных родителей вырастает ребенок с плохой осанкой и виноваты в этом только взрослые (медработники, родители, воспитатели), которые не занимались ребенком, его физическим воспитанием.

А им надо заниматься с самого рождения ребенка, опираясь на комплексы упражнений для детей всех возрастов, а детям первого года жизни необходим еще массаж, так как правильная осанка не образуется сама по себе. В былые времена правильную осанку детям прививали с пеленок. Няни и гувернантки строго следили, чтобы ребенок не горбился, не сидел скособочившись, не опирался локтями на обеденный стол: на то и существует позвоночник, чтобы быть всему опорой.

Пока кроха мал, проблемы с позвоночником незаметны, но к году тайное может стать явным. Постарайтесь обнаружить неладное в первые месяцы жизни малыша, когда все еще можно исправить. Для этого внимательно следите затем, как развивается кроха. Чтобы позвоночник сформировался правильно, не сажайте ребенка и не ставьте на ножки, пока он не научится делать это сам. Позвонки его не готовы еще к такой нагрузке. Прежде чем начать уверенно сидеть, нужно научиться ползать, укрепив мышцы спины, иначе осанка будет неправильной. Ножки еще не способные выдержать вес младенческого тельца, могут искривиться в виде колеса или буквы «Х», стопы станут плоскими, и не будут пружинить при ходьбе, из-за чего опять-таки нагрузка на позвоночник увеличится, а сам он может искривиться.

Не поощряйте ускоренное двигательное развитие ребенка. Если вы усаживали его с 3-4 месяцев, когда он еще не успел укрепить спинку ползанием, и если на ножки он встал не в 8-9 месяцев, как положено, а в 7 – проблемы с позвоночником могут возникнуть. Первые шаги с поддержкой (у перильцев кроватки или манежа) младенцу положено делать в 10-11 месяцев, а первые самостоятельные шаги в 11-12 месяцев.

Чрезмерное напряжение младенческой мускулатуры врачи называют мышечной гипертонией – гипертонусом. Он может быть равномерным или же распространяться только на одну половину детского тельца, что особенно вредно для позвоночника и создает почву для развития сколиоза. При этом лежащий на спинке малыш часто изгибается дугой (ножки, таз и головка повернуты в сторону зажатых мышц), а при выкладывании на животик ребенок заваливается на бок, где тонус выше, ягодичные и бедренные складочки у него несимметричные. Важно сделать все возможное, чтобы в ближайшие месяцы тонус нормализовался. Ваши действия. Для этого почаще покачивайте ребенка – в кроватке, люльке (это идеальный вариант), коляске, на руках, в специальных качельках и креслице-качалке для младенцев ( лежа на спинке, если дитя еще не умеет сидеть), на большом надувном мяче (кладите кроху на него животиком и придерживайте, чтобы не упал). Такие движения прекрасно расслабляют мышцы, находящиеся в состоянии спазма. Придайте крохе позу эмбриона. Уложите на спинку, скрестите ручки на груди, подтяните коленки к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните головку малыша к туловищу. Плавно и ритмично покачивайте ребенка в этой позе к себе и от себя и с боку на бок (5-10 раз). Поглаживайте спинку, скользя по детской кожице всей ладонью, внутренней поверхностью одного или нескольких пальцев либо тыльной стороной кисти. Теперь на очереди валяние. Обхватите ручку или ножку малыша, а затем мягко, нежно, ритмично и быстро покачивайте и потряхивайте их из стороны в сторону. Следующий прием – катание. Отведите в сторону ручку или ножку малыша и массируйте ее так, как будто раскатываете тесто.

От 2 до 6 лет формируем осанку. Научить будущего школьника правильно сидеть не менее важно, чем дать ему уроки устного счета и чтения по слогам. В аристократических семьях прошлых столетий демонстрировать круглую спину считалось не просто некрасивым, а неприличным. Современные же мамы не станут дергать малыша по пустякам. Пусть себе располагается, как ему удобно. И в результате у четырехлетних детей налицо все признаки сколиоза (искривления позвоночника): сутулые спинка и плечики, шаркающая походка, постоянно опущенная голова. По мнению специалистов, опасность формирования сколиоза возрастает с трехлетнего возраста, когда позвоночник растущего малыша начинает испытывать все увеличивающиеся нагрузки.

Многие считают, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного, ее можно выработать, даже если у ребенка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младеченстве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на первом году позвоночник приобрел неправильную форму. Известно, что к плохой осанке ведет лишний вес, который словно пригибает хрупкий детский позвоночник к земле. Но немногие знают, что чрезмерная худоба не менее опасна. Умеренный слой подкожного жира вместе с мышцами стабилизирует костный каркас, не позволяя детской спинке изгибаться колесом. У худых малышей формируется так называемая вялая осанка – животик выпячен, плечики висят, лопатки оттопырены наподобие крыльев.

Маленькому ребенку бесполезно твердить о пользе ровной спины. Бесконечными окриками: «Сядь прямо!» вы добьетесь противоположного эффекта. Поэтому лучше приобрести специальный ортопедический матрас в кроватку. Если малыш спит на мягкой, прогибающейся поверхности, форма позвоночника нарушается. 2-3 раза в неделю водите ребенка в бассейн – плавание улучшает осанку, запишите его  на массаж. Ежедневно делайте с малышом упражнения, укрепляющие позвоночник. Полезно катать из угла в угол комнаты надувной мяч, толкая его головой и передвигаясь на четвереньках, а также ходить с легким грузом, например книжкой, на темени, сохраняя правильную осанку. Если ребенок легко справляется с этим заданием, усложните его, пусть пройдется по начерченной мелом извилистой линии, а затем просто по полу задом наперед.

От семи лет и старше следим за изгибами. Внимательно присматривайтесь к детской спине, чтобы не пропустить начало сколиоза. К моменту поступления в школу нарушение осанки встречается у каждого третьего ребенка. И рассчитывать на улучшение в этом случае не приходится – если у малыша не выработан навык красивой осанки, она будет только портиться от долгого сидения за партой.

Сутулость плохо отражается не только на внешнем виде ребенка, но и на работе сердца, легких желудка, других внутренних органов и доже на зрении. Если малыш сутулится, слишком низко склоняясь над тетрадкой, кровь приливает к глазному дну, кроме того, нарушается оптимальное расстояние для зрительной работы, из-за чего детские глазки перенапрягаются и быстро становятся близорукими.

Примите срочные меры. Запишите ребенка в спортивную секцию, купите удобное кресло для занятий. Несколько раз в день обязательно контролируйте осанку: ставьте ребенка к двери или стене без плинтуса и следите, чтобы он касался опоры пятками, икрами ног, ягодицами, лопатками и затылком. Пусть запомнит это положение и постарается сохранить. Именно так юных принцев и принцесс с ранних лет учат держать спинку. И ваш ребенок закрепит в памяти этот навык навсегда.

Для правильной осанки полезно:

  • кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;
  • плавать: при сутулости – брассом и  на спине вольным стилем; при кругло вогнутой спине – любыми стилями; при боковом искривлении – брассом;
  • стрелять из лука, особенно при боковых искривлениях, но не с той стороны, в которую искривлен позвоночник;
  • ездить верхом (только не при плоской спине). При этом позвоночник самовытягивается, создается надежный мышечный корсет.
  • делать упражнения у стенки: вставать к ней спиной, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать;
  • носить на голове кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке.
  • тренировать координацию движений: делать стойку на одной ноге, «ласточку», ходить по бревну.

Для правильной осанки вредно:

  • кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю;
  • ездить на самокате;
  • заниматься видами спорта, где приходится делать ассиметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование) – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. Также плох бокс (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине) и акробатика, художественная и спортивная гимнастика и борьба в младшем возрасте – эти вида спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке;
  • подолгу стоять или прыгать на одной ноге;
  • поднимать тяжести, согнувшись, не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.

Комплекс гимнастических упражнений для детей с нарушением осанки.

Упражнение 1. Исходное положение, стоя, руки на поясе, разведение локтей со сведением лопаток – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 2. Исходное положение, стоя, руки в стороны, круговое движение руками назад (повторить 8-10 раз), дыхание произвольное.

Упражнение 3. Исходное положение, стоя, ноги врозь, руки к плечам, наклоны корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в исходное положение – вдох (повторить 4-5 раз).

Упражнение 4. Исходное положение, стоя, руки за спиной, наклоны корпуса вправо-влево, дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.

Упражнение 5. Исходное положение, стоя с палкой в руках, приседание с вытягиванием рук вперед - вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 6. Исходное положение, стоя с палкой в руках, поднимание палки вперед – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.

Упражнение 7. Исходное упражнение, лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 8. Исходное положение, лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 9. Исходное положение, стоя, руки на пояс, подскоки с последующей ходьбой. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 10. Исходное положение, стоя, руки перед грудью, разведение рук в стороны – вдох, сведение – выдох. Повторить 3-4раза.

свернуть

Профилактика нарушений осанки у детей в домашних условиях

Часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Все это признаки плохой осанки.
развернуть

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.

   К сожалению, родители не всегда уделяют внимание формированию у ребенка дошкольного возраста правильной осанки. Только когда ребенок становится взрослее – замечают, как плохо сидит недавно купленная вещь, а ноги в новых ботинках «шаркают» по земле. Конечно, осанка в какой-то мере обусловлена наследственностью, но на нее оказывают влияние и другие многочисленные факторы. А ведь именно семья несет основную ответственность за формирование правильной осанки, являясь своеобразным «архитектором» фигуры ребенка.

   Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и зависит от рационального гигиенического и двигательного режима.

   В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слаборазвитых, переболевших в раннем детстве рахитом. Необходимо также учитывать экологической состояние окружающей среды, которое оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение, их физическое здоровье.

   Возникновению дефектов осанки также способствуют:

o   несоответствующая росту мебель;

o   мягкая постель с высокой подушкой;

o   ношение тяжестей;

o   плоскостопие;

o   недостаточная освещенность помещения;

o   безразличие (лень) к своей внешности.

   Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота, поэтому главным средством предупреждения нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте являются физические упражнения, а также достаточная двигательная деятельность ребенка.

   Вместе с тем, родителям нужно постоянно обращать внимание на осанку детей в повседневной жизни. Для этого следует использовать словесные указания, показ, контроль за осанкой, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

   Например, во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, придав голове правильное положение (предложить дойти до определенного места, не уронив мешочка, снять его и вернуться так, будто на голове все еще лежит мешочек).

   К детским прыжкам также надо подходить очень осторожно, обращая внимание не на овладение той или иной высотой (длиной), а на мягкое приземление: «Кошка, прыгая, приземляется на свои лапки мягко, спокойно. Давай и мы так попробуем, как кошечка – мягко и на носочки». Если у взрослых роль амортизатора выполняют не только ноги, но еще и естественные кривизны позвоночника, то у ребенка эти кривизны выражены меньше, поэтому позвоночник менее устойчив к деформирующим воздействиям извне, вызванным прыжками.

   Воспитание ощущений правильной осанки приобретаются за счет правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:

o   изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. Он должен понять, что для этого необходимо произвести некоторые действия (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, сблизить лопатки, втянуть живот, напрячь ягодицы);

o   упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения – отведение рук, ног в сторону, приседание с касанием плоскости затылком, спиной лопатками. Целесообразно сочетать упражнения с удержанием предметов на голове;

o   ношение различных предметов на голове. К этим упражнениям относятся: ходьба на носках, по бревну, приседания (не уронив при этом положенный на голову предмет);

o   координация движений, умение владеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании. Например, ходьба по ограниченной плоскости (бревну, бровке, скамейке), стойка на одной ноге.

   Посещение бассейна, плавание является оптимальным средством профилактики нарушений осанки, а также закаливания организма ребенка.

Помните, что:

o   у ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать);

o   когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок прямо. Опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола), можно откинуться на спинку стула, нельзя наклоняться низко над столом;

o   обратите внимание, чтобы дети не спали «калачиком» на боку на высокой подушке, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, ведущая к сколиозу;

o   следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пяткать, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.

o   Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и туже каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

свернуть

ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ (занятия с детьми весной дома и на улице)

Форма для занятий физкультурой в детском саду

Занятия физкультурой обязательно требуют соблюдения техники безопасности. Спортивная форма на занятиях - это обязательное условие их проведения. Воспитанник получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно, необходимо приобрести форму. Нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате.
развернуть

Форма для мальчиков и девочек одинаковая. Это - футболка с коротком рукавом, шортики, носочки, спортивные тапочки на резиновой подошве.

Форма для занятий физкультурой должна быть облегченной, поскольку дети энергично двигаются.

В помещении поддерживается оптимальный температурный режим. Перед каждым занятием проветривается. После занятия производится влажная уборка.

Форма должна:

- отлично отводить тепло от тела, чтобы забегавшийся ребенок не перегревался;

- хорошо пропускать влагу наружу;

- не сковывать движения.

Спортивные костюмы подбирают по росту с учетом полноты, так как не только тесная, но и слишком длинная и широкая одежда затрудняет работу и может послужить причиной травм. В одежде не должно быть грубых швов и сужений во избежание потертостей. Кроме того, одежда, слишком прилегающая к телу, мешает испарению пота с поверхности кожи, затрудняет теплоотдачу.

свернуть

Роль подвижных игр в семье (подвижные игры и игровые упражнения)

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
развернуть

В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

Родители должны знать, что малая подвижность неестественна для детей ,она имеет причин: нездоровье, недостаточно двигательный опыт, психологический дискомфорт.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств (ловкость, быстрота и др.). Например, изменить направление движения, чтобы увернуться от «ловишки» (мамы, папы, брата или сестры) или спасаясь от него, бежать как можно быстрее.

Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих как родителей так и детей, и способствуют выработке положительных качеств.

Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

У ребенка с помощью подвижных игр в семье расширяется и углубляется представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«Быстрые жучки»

Ползание на четвереньках между предметами с опорой на ладони и колени.

Зайки-прыгуны

Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой до кубика. Дистанция 2,5 м. Ребенок изображает зайца на лужайке.

«Прокати мяч».

С одной стороны (от исходной черты) ребенок прокатывает мяч в прямом направлении, подталкивая его двумя руками перед собой до обозначенных предметов (кубиков). Затем он берет мяч в руки и поднимает его над головой. Задание проводится 2 раза. Дистанция – 4 –5 м.

 «Попади в круг».

 Ребенок становится в одну шеренгу на исходной черте (шнур), в руках у него мешочек (второй лежит у ног). На расстоянии 1,5 м. от ребенка положены обручи. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек в цель, затем бросает второй мешочек.

 «Кто дальше бросит».

Ребенок становится на исходную линию (за условной чертой), в руках у него  мешочек. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек вдаль. Ориентиром при метании могут быть различные предметы – кегли, кубики, мячи и т.д. Около ног ребенка можно положить несколько мешочков, чтобы увеличить количество бросков за один подход. По окончании метания ребенок бегут за мешочками.

 «Прокати и догони».

Ребенок становится на исходную линию (шнур) с мячом большого диаметра в руках. Нужно прокатить мяч вперед, а затем догнать его и поднять над головой. Упражнение повторяется 2-3 раза.

«Поймай комара».

На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок (или веревку) и к нему прикрепляют вырезанного из картона комара. Взрослый вращает прут над головой ребенка. Ребенок подпрыгивает на двух ногах, стараясь дотронуться до комара – поймать его. 

« Прокати и сбей».

У ребенка в руках мяч большого диаметра. На расстоянии 2м. от него ставится кегля. Ребенок прокатывает мяч, стараясь сбить кеглю.

Брось мяч о землю и поймай.

Стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Надо бросить мяч у носков ног и поймать его двумя руками.

свернуть

Игры с мячом

Несколько игр, которые вы можете использовать с детьми во время летнего отдыха.
развернуть

"Съедобное – несъедобное"
Это одна из древних игр. Ее правила довольно просты. Игроки стоят в ряд, ведущий кидает мяч по очереди каждому из игроков, при этом произносит какое-нибудь слово. Если слово "съедобное", игрок должен поймать мяч, если "несъедобное" - оттолкнуть. Если игрок ошибается, то он меняется местами с ведущим.

"Назови животное"
Можно использовать разную классификацию предметов (города, имена, фрукты, овощи и т. д.). Игроки встают по кругу и начинают передавать мяч друг другу, называя слово. Игрок, который не может быстро назвать слово, выбывает из игры. Играя в такую игру, вы расширяете кругозор и словарный запас своего ребенка.

"Догони мяч" 
Если у вас на отдыхе оказалось два мяча, можно поиграть в эту игру. Правила очень просты. Игроки передают по команде мяч друг другу, стараясь, чтобы один мяч не догнал другой.

"Проскачи с мячом" (игра-эстафета)
Игроки делятся на две команды. У каждой команды по мячу. Поставьте первыми в команде детей. Определите место, до которого необходимо "доскакать". По команде игроки начинают прыгать с мячом, который зажат между коленями. Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием, не уронив мяч.

"Выбивалы"
Игроки делятся на две команды. Одна команда встает посередине, другая команда с мячом встает с двух сторон. Команда с мячом старается попасть мячом, "вышибить" игроков из центра. Потом команды меняются местами.

Это совсем небольшой перечень игр с мячом, которые вы можете провести с детьми на отдыхе. Фантазируйте, придумывайте свои игры, и вам обеспечено хорошее настроение.

Также можно использовать и многое другое для совместных игр. Если вы отдыхаете в лесу, посмотрите вокруг, наверняка вы найдете там шишки. Устройте соревнование. "Кто больше соберет шишек". Проведите игру "Самый ловкий". Найдите пенек и поставьте на него пластиковую бутылку. А теперь постарайтесь сбить ее шишкой на расстоянии. Используйте для игр желуди, камешки, веточки, фантазируйте вместе с детьми.

Познакомьте детей с народными играми:  "Горелки", "Чехарда". Вспомните игры в которые играли сами в детстве: "Садовник", "Краски", "Бабушка, нитки запутались", "Жмурки". Ваш ребенок будет в восторге, а вы снова окажитесь в детстве. Отличное настроение обеспечено и вам, и вашему ребенку.

Желаем вам хорошего семейного отдыха!

свернуть

Внимание! Плоскостопие!

Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).

Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.

Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  • наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);
  • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);
  • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);
  • чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;
  • рахит;
  • паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);
  • травмы стоп.

Чем опасно плоскостопие?

Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.

Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, т.к. вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканые техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа. 

Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.

Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно назначает для ношения специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки-супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.

Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!

свернуть

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Ж.-Ж. Руссо).