Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от звучания другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?
Это загадка еще одного свойства звука — тембра. Можно дать ему еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный. Внимательно прислушиваясь к тембру инструментов, вы можете продолжить это перечисление сами.
Тембр — окраска.
Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.
Для развития тембрового слуха можно поиграть в игры:
Игра № 1. Кошка Мурка и музыкальные игрушки.
Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.
Ход игры. Взрослый приносит коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они узнают их по звучанию.
Взрослый незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушку ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).
Игра № 2. Определи инструмент.
Игровой материал. Металлофон, колокольчик, треугольник, бубен, гусли или др. струнно-щипковые инструменты, деревянные ложки.
Ход игры. Двое детей или взрослый и ребенок сидят спиной друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет задание, остальные играющие хлопают в ладоши. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.
Игра № 3. Укрась музыкальный инструмент.
Игровой материал. Магнитофон, музыкальное произведение, знакомое детям; детские музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.).
Ход игры. Ребенок слушает музыкальное произведение, определяет настроение музыки и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру исполняемого произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.
Игра № 4. Музыкальные загадки.
Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы, ложки, маракасы, румбы, барабан.
Ход игры. Играющие сидят перед ширмой, за которой на столе разложены музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.
Игра № 5. Поезд.
Игровой материал. Набор детских музыкальных инструментов и озвученных игрушек. Вырезанный из картона силуэт поезда с несколькими пустыми окошечками. Карточки (по размеру окошечек) с нарисованными на них музыкальными инструментами. Инструменты располагаются за ширмой.
Ход игры. Взрослый обращает внимание играющих на красочный поезд, в котором едут музыканты, играющие на разных музыкальных инструментах. Если хорошо прислушаться, то можно определить, звуки каких инструментов слышны из разных окон веселого поезда.
Взрослый исполняет знакомую попевку поочередно на разных детских музыкальных инструментах (они находятся за ширмой). Узнав инструмент, ребенок подходит к столу с карточками, на которых изображены инструменты, и выбирает нужную ему. Ею он закрывает пустое окошко поезда. Затем задание выполняет другой ребенок и т. д., пока не закроются все окна вагончиков.
Примечание. Чтобы картинки с изображением инструментов хорошо держались на окошках картонного поезда, на обратную сторону каждой нужно наклеить кусочки фланели или бархатную бумагу. То же сделать и с окошками вагонов поезда. В этом случае картинку достаточно будет просто приложить к окошку вагончика. По такому же типу можно изготовить пособие для игры «Музыкальный домик».
Игра № 6. Что музыкальный инструмент расскажет о себе.
Игровой материал. Два одинаковых комплекта музыкальных инструментов (можно использовать любые имеющиеся в наличии). Коробка для одного комплекта инструментов.
Ход игры. Один комплект инструментов укладывают в коробку, а инструменты другого расставлены по комнате так, чтобы они не бросались в глаза.
Один из детей — рассказчик — заглядывает в коробку и, облюбовав какой-либо инструмент или озвученную игрушку, начинает всем рассказывать какая она. Он рассказывает, что умеет делать игрушка, какой у игрушки или инструмента внешний вид. Говорит, о том какая у неё форма, как на нем извлекаются звуки, какие по окраске эти звуки (например, у цитры — нежные, у металлофона — звенящие, у барабана — гремящие), на что похож звук инструмента. Какие звуки из природы можно на нем изобразить. Дети могут задавать рассказчику вопросы. Выслушав рассказ, игроки отправляются на поиски инструмента или озвученной игрушки. Кто первым найдет инструмент, о котором шла речь, приносит его, ставит на стол и получает из коробки такой же. Затем этот ребенок становится рассказчиком, делая предметом своего рассказа другой музыкальный инструмент. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не пройдут роль рассказчика, или пока не устанут. Те, кто был рассказчиком, в дальнейшей игре не участвуют, так как уже видели в коробке лежащие там инструменты. Но они имеют право помочь следующим рассказчикам, дополняя или предлагая свою версию рассказа.
Игру можно повторять многократно, усложняя формы рассказа о музыкальном инструменте (например, веселая или грустная история, сказка о нем).