Питание

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется организации рационального питания детей.

При составлении ежедневных рационов питания используется электронная программа «Крошка».

Разработана и внедрена в работу система производственного контроля, основанная на принципах ХААСП (системы НАССР – анализа опасностей и критических контрольных точек).

Денежные нормы расхода на питание

21.01.2022

Согласно Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2022г №29 изменены денежные нормы питания на одного ребенка.

Ясли 1-2 лет 2,96

Сад 3-6 лет 3,85

свернуть

Суточные нормы

Согласно Приложению 9 к Санитарным нормам и правила «Требования для учреждений дошкольного образования» для детей дошкольного возраста рекомендуются следующие объёмы (масса) блюд.
развернуть
Приёмы пищи, блюда Потребность в пище (г, мл ) для воспитанников в возрасте
2-3 года 3-6 лет
ЗАВТРАК
Каша (овощное блюдо) 130-150 180-200
Яичное (творожное, мясное, рыбное) блюдо 50-60 70-80
Кофе (какао, чай) 150 200
ОБЕД
Салат 40 40-50
Суп 150 200
Блюдо из мяса, рыбы 50-60 60-80
Гарнир 100-120 130-150
Напиток 150 180-200
ПОЛДНИК
Кефир (молоко, сок) 150 150-200
Булочка (печенье) 50-70/20 70-100/30
Фрукты 100-160 140-180
УЖИН    
Овощное, творожное блюдо или каша 130-150 150-200
Рыбное (яичное, мясное ) блюдо 50-60 60-70
Молоко, кефир, сок 150-180 180-200
Хлеб на весь день:    
пшеничный 40-65 60-90
ржаной 40 60-90



свернуть

Оплата питания

Произвести оплату за питание в учреждении дошкольного образования можно: Через ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.) Через банк.
развернуть

Во избежание различных неприятных ситуаций, при любом варианте оплаты, обязательно распечатайте и отдайте чек об оплате своему воспитателю, чтобы  можно было подтвердить факт оплаты.

При первой оплате за питание воспитанника родители не смогут произвести оплату через  ЕРИП (инфокиоск, банкомат, интернет-банкинг и др.). Оплату можно произвести только через оператора банка, т.к. фамилия, табельный номер и сумма к оплате не будет найдена в базе данных ЕРИПа. При оплате по квитанции обязательно сообщите оператору банка, что оплата производится как вновь поступившего ребёнка в дошкольное учреждение.

Оплата за питание в детском саду производится не ранее 10-го числа после выставления базы за текущий месяц. Все оплаты, проведённые ранее указанного срока, относятся к базе прошедшего месяца и не будут соответствовать действительности.

В соответствии с Положением "О порядке взимания платы за питание детей в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования" утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.02.2008 № 307 "О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования" оплата за питание в детском саду производится ежемесячно не позднее 25 числа текущего месяца. Задолженность по оплате за питание детей взыскивается в порядке, определенном законодательством. 

Льгота по оплате за питание предоставляется только после представления всех необходимых документов. Документы для освобождения от платы за питание детей либо ее снижения обновляются ежегодно на начало календарного года.

При оплате за питание воспитанников, пожалуйста, обращайте внимание и проверяйте после оплаты: наименование организации, расчётные реквизиты. 

свернуть

Как осуществляется оплата за питание детей в учреждениях дошкольного образования?

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 февраля 2008 года № 307 ”О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования“ установлено, что плата родителей (законных представителей) за питание детей в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях, иных учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Данным постановлением предусмотрены льготы по оплате питания. Так, в частности, оплата за питание

не взимается:

  • с родителей (законных представителей) детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования;
  • с членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 147, 2/1336), а именно:

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении воинского или служебного долга в Афганистане или в других государствах, где велись боевые действия, а также умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период боевых действий, кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства;

военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также умерших в период прохождения военной службы (службы) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, непосредственно связанных со спецификой несения военной службы (службы), кроме случаев, когда гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства.

При обращении к руководителю учреждения дошкольного образования для освобождения от платы за питание детей родителям (законным представителям) необходимо представить следующие документы:

удостоверение инвалида – для детей-инвалидов;

выписку из медицинских документов – для детей с онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека;

удостоверение о праве на льготы либо справку о праве на льготы –для членов семей лиц, перечисленных в подпунктах 12.2 и 12.3 пункта 12 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».

 

Плата за питание детей в учреждениях дошкольного образования снижается на 50 процентов:

  • для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем;
  • для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования:

удостоверение многодетной семьи – для семей, в которых воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

удостоверение на право представления интересов подопечного и справку о месте жительства и составе семьи.

При получении указанных документов на основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашиваются:

справка о месте жительства – для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем

справка о месте жительства и составе семьи – для опекунов, приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа, детских деревень (городков).

Вариант 1. В семье воспитывается трое детей 5-ти лет, 14-ти лет и 17 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата снижается на 50 процентов, так как он воспитывается в семье, имеющей статус многодетной.

Вариант 2. В семье воспитывается трое детей 4-х лет, 12-ти лет и 18 лет. За питание ребенка, получающего дошкольное образование, плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения, так как старшему ребенку исполнилось уже 18 лет, что влечет за собой утрату статуса многодетной семьи.

Вариант 3. Семья, воспитывающая двух детей дошкольного возраста, проживает на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения. Так как в данной ситуации имеются два основания для получения льготы по оплате за питание – 50 процентов для семей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения, и 30 процентов – для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, льгота предоставляется по выбору родителей по одному из оснований.

 

Плата за питание снижается на 30 процентов для семей, имеющих двух детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

Для снижения платы за питание детей родители (законные представители) представляют руководителю учреждения дошкольного образования справку о том, что ребенок является обучающимся, – для семей, в которых воспитываются двое детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования.

На основании письменного заявления родителей (законных представителей) учреждением дошкольного образования запрашивается справка о месте жительства и составе семьи.

Вариант 1. В семье воспитывается двое детей: один ребенок посещает группу учреждения дошкольного образования, второй – первый класс учреждения общего среднего образования, находящегося на базе учреждения дошкольного образования. В данном случае только один ребенок получает дошкольное образование, поэтому родители оплачивают 100 процентов от действующих норм расходов на питание в день на одного воспитанника в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного образования.

Вариант 2. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых приемный. Оба ребенка посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание родного ребенка дошкольного возраста плата взимается в размере 100 процентов от действующих денежных норм расходов на питание в день в зависимости от возраста детей, вида и режима работы дошкольного учреждения.

Вариант 3. В семье воспитываются трое детей дошкольного возраста, один из которых приемный. Все дети посещают учреждение дошкольного образования. За питание приемного ребенка плата снижается на 50 процентов, за питание двух родных детей, получающих дошкольное образование, – на 30 процентов.

Вариант 4. В семье два ребенка дошкольного возраста, один из которых имеет статус инвалида. За питание ребенка-инвалида в учреждении дошкольного образования плата не взимается, а плата за питание второго ребенка, получающего дошкольное образование, снижается на 30 процентов.

Вариант 5. В семье воспитывается двое детей дошкольного возраста. Один из них получает дошкольное образование, второй –специальное образование на уровне дошкольного образования (например, посещает группу для детей с тяжелыми нарушениями речи). В данном случае плата за питание каждого ребенка снижается на 30 процентов, так как один ребенок получает дошкольное образование, а второй –специальное образование на уровне дошкольного образования.

Вариант 6. В семье воспитывается двое детей – одному ребенку 1,5 года, который находится дома с мамой (мама – в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет). Второй ребенок 5-ти лет посещает учреждение дошкольного образования. Плата за питание старшего ребенка взимается в размере 100 процентов, так как только один ребенок из данной семьи получает дошкольное образование.

Решение об освобождении от платы за питание либо ее снижении принимается в течение пяти дней со дня подачи заявления (на основании приказа руководителя дошкольного учреждения).

При расчете платы за питание детей не учитываются дни, когда дети не получали питания по причине их отсутствия в дошкольном учреждении. Родители (законные представители) воспитанника обязаны накануне письменно либо устно уведомить педагогических работников дошкольного учреждения о предстоящем отсутствии ребенка.

 

свернуть

До какого числа осуществляется оплата питания ?

Оплата питания детей в дошкольных учреждениях осуществляется родителями (законными представителями) ежемесячно не позднее 25-го числа текущего месяца. Руководители дошкольных учреждений обязаны принимать необходимые меры по обеспечению своевременной оплаты родителями (законными представителями) питания детей в дошкольных учреждениях.

Задолженность по оплате за питание детей взыскивается в порядке, определённом законодательством.

свернуть

Сборник технологических карт блюд и изделий для детей раннего и дошкольного возраста

Питание дошкольников

Питание детей дошкольного возраста должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.
развернуть

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и развития ребенка.

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами. Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Особое место в детском питании занимают молоко и молочные продукты. Это не только источник легкоусвояемого кальция и витамина В2. Именно в молоке необходимые для развития и роста детского организма кальций и фосфор содержатся в идеальной пропорции 2:1, что позволяет этим элементам хорошо усваиваться.

Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), некоторые витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества как пектин, клетчатка, пищевые волокна и другие. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения, предотвращают возникновение запоров.

Необходимы хлеб, макароны, крупы, растительные и животные жиры, особенно гречневая и овсяная крупы. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.

Однако правильного подбора продуктов недостаточно. Учитывая незрелость пищеварительных органов ребенка, продукты нуждаются в щадящей кулинарной обработке. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы готовое блюдо было красивым, вкусным и ароматным.

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Организация питания 

 Организация питания детей в дошкольном учреждении, которое берет курс на оздоровление детей и оптимизацию физического воспитания, требует определенной системы работы, которая обеспечит качество этого важного режимного момента, индивидуализацию, сбалансированность, безопасность.

 Деятельность осуществляется с учетом следующих компонентов:   санитарно-гигиенического,  нормативного   оздоровительного и психологического.

Санитарно-гигиенический компонент организации питания связан с правилами хранения продуктов питания, их приготовлением и выдачей, соблюдением гигиенических и санитарных требований  к процессу приготовления пищи и содержанию пищеблока.

Нормативный компонент подразумевает выполнение    норм питания в соответствии с нормативными документами, регламентирующих выход готовой продукции при приготовлении блюд, нормирование порций и доведение норм питания до детей.

Оздоровительный компонент  включает:

·  сбалансированное, безопасное  питание;  

·  индивидуализацию питания для детей, имеющих медицинские противопоказания,  избыточный вес, аллергические, гастроэнтерологические и прочие заболевания;

·   увеличение рациона питания в летний период на 10-15 %;

·   обогащение меню натуральными соками, фруктами, свежей зеленью и овощами.

Психологический компонент связан с комфортными условиями приема пищи, использованием индивидуальных приемов  руководства , формированием  мотивации у дошкольников к здоровой пище.  Здесь важно все: качество и эстетический вид предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи.

 Выполнение всех этих компонентов должно четко прослеживаться, где функции контроля отводится особая роль.

1. Входной контроль

(при поступлении продуктов питания):

-  наличие сопроводительных документов, наличие качественного удостоверения предприятия-изготовителя на продукцию с указанием даты выработки, сорта и категории, срока реализации, пищевой ценности ;

-  за качеством доставляемых продуктов;

-   за условиями транспортировки;

- последующими условиями хранения продуктов;

- состояние тары.

2.  Контроль за технологией приготовления пищи, качеством готовых блюд и кулинарных изделий.

- за отпуском продуктов из кладовой;

-  соблюдение работниками пищеблока правил обработки сырых и готовых продуктов;

- выполнение поточности технологического процесса;

-   за полной закладкой продуктов

-   за технологией приготовления;

-   контроль за выходом путем контрольного взвешивания

-   снятие пробы с оценкой органолептических показателей (запись в бракеражном журнале)

3.  Контроль за санитарным режимом пищеблока:

- расстановка оборудования в цехах;

-   наличие, достаточность,  исправность технологического и холодильного оборудования;

-   соблюдение принципа поточности при приготовлении пищи;

- оснащенность производственным инвентарем, кухонной и столовой посудой, разделочными досками;

- их маркировка, условия хранения;

- организация обработки тары, кухонной посуды и производственного инвентаря, наличие и использование моющих и дезинфицирующих средств,

-организация и качество мытья столовой, чайной посуды и столовых приборов.

- соблюдение режима уборки помещения;

- наличие и соблюдения графика генеральной уборки;

- наличие маркированного уборочного инвентаря, условия его хранения;

- соблюдение сроков прохождения медкомиссии, курса санитарного минимума;

- условия сбора и хранения пищевых отходов,

-соблюдение правил личной гигиены сотрудников пищеблока .

4. Контроль за качеством приготовления пищи и соблюдением натуральных норм

- планирование меню в соответствии с утвержденным 10 – дневным меню и рецептуре блюд;

-своевременность доставки продуктов питания, точность веса, количество и качество, ассортимент получаемых продуктов питания;

- правильность составления меню- раскладки;

- правильность определения нормы на каждого ребенка и указания нормы выхода блюд;

-  контроль за выполнением суточного набора продуктов (по накопительной ведомости один раз в 10 дней)

-  подсчет калорийности и соблюдения норм питания на 1 ребенка (один раз в месяц)

- коррекция питания соответственно фактическому количеству детей (добавок, возврат продуктов);

- соблюдение правильной закладки продуктов питания при приготовлении пищи;

- снятие остатков продуктов питания в кладовой, соответствие записям в журнале сырого бракеража   взвешенным продуктам

5. Контроль за организацией приема пиши

- соблюдение выдачи пищи с пищеблока согласно утвержденному графику по возрастным группам;

- соблюдение режима питания (кратность, длительность интервалов между приемами пищи);

-   условия приема пищи,  качество сервировки, культура еды;

- объемы и температура блюд, аппетит детей, наличие остатков пищи;

- организация питьевого режима.

Составление детских рационов питания

Питание в яслях-саду осуществляется на основе примерного 10-дневного меню, разработанного с учетом требований законодательных актов, морфологических и функциональных особенностей детского  организма. Меню составляется с учетом натуральных норм питания различной длительности пребывания, сезонности. При составлении меню учитывается, что одни продукты должны входить в рацион детей ежедневно, другие - 2-3 раза в неделю. Так в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, коровьего и растительного масла, сахара, хлеба. Допускаются отклонения+, - 10%.

Крупы, мясо, овощи, фрукты, как правило, входят в меню ежедневно, но в один день их можно давать несколько больше, а в другой несколько меньше нормы (в зависимости от приготовленного блюда), однако в течение декады количество этих продуктов должно быть использовано в полном объеме.

Такие продукты, как рыба, яйца, сыр, творог, сметана, можно давать детям не каждый день, но и здесь необходимо следить за полным расходованием установленных нормативов в течение 10 дней.

 

свернуть

Игры на кухне

В последние время родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
развернуть

  Все дело в головном мозге. А точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы тем самым стимулируем соответствующие отделы мозга, активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.

 Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений кистей и пальцев рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Рекомендую начинать активную тренировку пальчиков с самого раннего возраста. Для этого можно использовать:

 переливание жидкостей из одной емкости в другую;

 игры с мозаиками и пазлами;

 раскладывание пуговичек или других предметов по размеру;

 игры с конструктором (подбирайте их индивидуально по возрасту ребенка);

 застегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков и завязывание шнурков;

лепка из пластилина;

 рисование пальчиками (сейчас для этого существуют специальные краски);

 вырезание из бумаги разных фигурок;

 постройки из песка или камешков замков, горок и других фигур (на прогулке);

 перебирание разных круп, таких как горох, фасоль, гречка;

 закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков;

 поиск разных предметов закопанных в песке.

Но в отдельную категорию игр хотелось бы отнести игры на кухне. Участие ребёнка в кухонных делах — занятие, которое может быть не только интересным, но и очень полезным для него. Соглашаясь принять помощь на кухне, вы даёте ему почувствовать себя полезным, настоящим помощником. Конечно, ребенок должен выполнять посильную, несложную работу, однако даже незамысловатые действия и просто наблюдение за мамиными делами оказывает немалое влияние на развитие как эмоциональной сферы, так и интеллекта ребёнка. Пока на плите что-то варится, тушится и не требует постоянного помешивания, можно поиграть со своим малышом.

Классический вариант – игра «Золушка». Перенесите сказку на кухню и помогите главной героине. Играя с ребенком можно ограничиться горстью фасоли и, допустим, гречки.

У педагога Марии Монтессори есть специальное упражнение – пересыпать крупу или муку с помощью ложки из одной миски в другую.  Ребенок с радостью поможет вам замесить тесто, насыпая муку из банки в миску. А как интересно просеивать муку или манку через самое настоящее сито! Кстати, если насыпать ту же муку или манку тонким слоем на подносе, можно порисовать по ней пальчиком, например, буквы или цифры. Слегка встряхнули поднос, и крупинки снова легли на нем ровным слоем – можно опять рисовать!

Завинчивать крышки на банках и бутылках – тоже отличное упражнение для развития мелкой моторики.

Завораживают детей и игры с водой.  Можно переливать воду из чашки в узкое горлышко бутылки. Это очень сложно!

Макаронная фантазия

Раскрашенные гуашью макароны – это отличный материал для множества полезных вещей: бус, аппликаций, даже коллажей. Для того, чтобы готовые поделки не пачкали потом рук, можно смешать гуашь с клеем ПВА в пропорции 1:1. Впрочем, красить необязательно. Неокрашенные макароны (с отверстием) тоже можно нанизывать на прочную нитку, выкладывать из них узоры на залепленной пластилином картонке и попутно изучать цвета и формы. Макароны разного вида можно сортировать и считать.

Экспериментировать можно не только с макаронами, но и с различными крупами, горохом, фасолью.

Раз картошка, два картошка...

А как насчет арифметики? Ваш ребенок уже вполне в состоянии посчитать, сколько картофелин и морковок понадобится вам для супа. А по ходу дела ненавязчиво можно заметить: «Смотри, у нас тут три картофелины и две морковки. А всего – пять овощей». Заодно тренируем и логическое мышление, ведь мы объединили картошку и морковку одним понятием «овощи». Или доверить ребенку разобрать пакеты, принесенные из магазина, поиграв в «Классификации»: молочные продукты – на стол, овощи – на нижнюю полку холодильника, фрукты – в корзину.

Помогаем маме

Ребенку в возрасте 5-7 лет уже можно доверить простые кухонные операции. Например, почистить отварные яйца, перемешать салат, накрыть на стол, посчитав предварительно, сколько понадобится тарелок, ложек, вилок и ножей. Комментируем: «Нож – справа, вилка – слева». Именно в таких простых, но в то же время очень осмысленных действиях прекрасно закрепляются основные логические понятия. Для детей – это весьма интересный процесс, они чувствуют свою причастность к настоящему, взрослому делу. Конечно, вам захочется исправить его неумелые действия, поровнее поставить приборы и перемыть посуду после ребенка. Постарайтесь сделать это незаметно, зато в разговоре с мужем или подругой обязательно похвалите своего маленького помощника!

Что изменилось

Кухня – прекрасное место для того, чтобы потренировать внимательность. Разложите перед малышом несколько любых предметов (это могут быть фрукты, овощи, столовые приборы и пр.), для начала хватит 3-4. Теперь пусть ребенок отвернется, а вы уберите один из предметов. Более сложный вариант – не убирать предмет из поля зрения, а переставить на другое место. Задача малыша – восстановить исходное положение вещей.

Третий лишний

Это еще одна логическая игра, которая активизирует навыки анализа. Положите перед ребенком, допустим, яблоко, апельсин и коробок. Кто лишний в этой компании? Ответ нужно обязательно обосновать, причем, попытайтесь сделать это различными способами. Например, яблоко и апельсин можно катать, а коробок – нет. А почему? Потому что яблоко и апельсин – круглые, а коробок – прямоугольный. Яблоко и апельсин – съедобные, а коробок – нет. А что общего у этих предметов? Может быть, наличие оболочки (кожуры, коробочки), под которой спрятано содержимое? Как видите, открывается огромное поле для творческого мышления и нестандартных решений.

Попробуйте группировать предметы по форме (круглые или удлиненные), цвету, размеру (большие и маленькие), назначению (что пригодится для сладких блюд, а что – для соленых) и т.д.

Если ребенок уже знаком с буквами, можно выкладывать из магнитной азбуки слова (удобнее это делать на холодильнике): названия продуктов, кухонной утвари, меню сегодняшнего обеда и пр. В процессе ненавязчиво можно заметить, что говорится «нош», а пишется «нож», потому что «ножИ». Знания, полученные « на ходу», усваиваются значительно лучше!

Тили-тили тесто...

Специальное соленое тесто пригодится для поделок. Для такого теста необходимо смешать в равных пропорциях муку и мелкую соль, добавьте воды до консистенции мягкого пластилина, и после этого можно лепить самые разные фигурки, которые позже постепенно затвердеют на воздухе.

Но, возможно, ваш малыш жаждет на равных правах принимать участие в подготовке ужина? Тогда предложите ему раскатать песочное тесто, вырезать формочками печенье, украсить его изюмом или орехами. Вам останется лишь поставить противень с печеньем в духовку, а потом торжественно водрузить на стол первый кулинарный шедевр вашего чада.

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, а школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Литература:

1. Андрианова Н. Я., Моисеева Н. П. Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. №6 (65).

2. http://mama.passion.ru

свернуть

О правильном питании и пользе витаминов

Весёлая кулинария

загадки для детей
развернуть